Готический стиль в архитектуре Санкт-Петербурга

Готический стиль в архитектуре Санкт-Петербурга

За три века существования Санкт-Петербурга архитекторы, застраивавшие город, успели перепробовать практически все когда-либо созданные архитектурные стили. Но несмотря на то, что северная столица России чаще всего ассоциируется у знатоков и любителей архитектуры с классицизмом и северным модерном, на улицах города можно отыскать примеры построек, созданных в типично европейском стиле – готике.

Интерес к этому необычному для России стилю зародился в первой половине 19 века, когда искусствоведы дали жизнь новому понятию – эклектике. Само это слово в переводе с греческого означает «выбор». Искусствоведы пришли к выводу, что именно выбор архитектурного стиля играет важнейшую роль при застройке Петербурга. Сторонники новой концепции объясняли зарождение эклектики тем, что дальнейшая застройка столицы невозможна с использованием только лишь стиля классицизм.

Сам по себе классицизм был в своё время позаимствован у Древней Греции, поэтому сторонники развития эклектики предполагали, что подобные заимствования нужно делать не только из античности, но и из любых других исторических эпох, например, из Средневековья.

Предложение обратиться к готической архитектуре было воспринято с восторгом. Огромное значение имело то, что в России на ту пору широкую популярность завоевал литературный стиль романтизм. Под его воздействием российские и приглашённые европейские архитекторы начали застраивать Петербург необычными зданиями в средневековом стиле.

Новое веяние как нельзя лучше выразилось в архитектурных формах садово-парковых построек. Так в начале 19 века английским архитектором Менеласом были возведены павильоны Шапель, Арсенал и Белая Башня в Царском Селе. Эти павильоны в средневековом стиле стали важнейшими постройками в пейзажном Александровском парке. Например, Шапель имитирует полуразрушенную средневековую церковь с резным шпилем, а Арсенал, использовавшийся для хранения царского оружия, похож на миниатюрный рыцарский замок с башнями. Ещё два павильона, Коттедж и Капеллу, уже для пейзажного парка Александрия в Петергофе, Менелас спроектировал несколькими годами позже. Все эти постройки прекрасно сочетались с общими тенденциями в архитектуре того времени, навеянными романтизмом.

Архитекторы прекрасно понимали, что готический стиль как нельзя лучше подходит для постройки храмов. Именно поэтому зодчий Александр Брюллов остановил свой выбор на готике, когда ему поступил заказ на проект церкви для Шуваловского парка на севере Петербурга. Православная церковь Святых Петра и Павла красуется на небольшом холме. Её ажурный шпиль – это отсылка к лучшим примерам готических храмов Европы.

К романско-готическим формам тяготеет решение фасада лютеранской кирхи Святого Петра на Невском проспекте. В общих чертах её формы напоминают знаменитый собор Нотр-Дам в Париже. А возведённая на Васильевском острове лютеранская кирха Святого Михаила и вовсе отсылает зрителя в средневековую Францию, представляя собой редкий для архитектуры Петербурга стиль северо-французской готики.

Несмотря на то, что готическая архитектура не самым лучшим образом подходила для постройки жилых домов, архитекторы не боялись экспериментировать и в этом направлении. Например, архитектор Еремеев выбрал для постройки двух своих доходных домов на Васильевском острове готический стиль. Выстроенные из тёмно-красного кирпича здания венчают острые шпили. А архитектор Бернгард решил возвести здание женской больницы на Лиговском проспекте с использованием средневековых мотивов. Здание, украшенное готической резьбой, выглядит немого мрачно, но очень необычно для этой части города.

Несмотря на критику, готический стиль вошёл в историю архитектурной застройки Петербурга, и украсил город и окрестности необычными примерами построек, большинство из которых являются настоящими произведениями искусства.